Насосы поршневые эксцентриковые Н-400Е, Н-401Е, Н-403Е предназначены для нагнетания чистого минерального масла в гидравлические системы станков, прессов, подъемников и других машин, требующих постоянной подачи рабочей жидкости с номинальными давлениями 20 МПа (для насоса Н-400Е) и 32 МПа (для насосов Н-401Е и Н-403Е).
Насосы работают на чистых минеральных маслах с кинематической вязкостью от 17 до 213 сСт при температуре масла 0-50 ºC.
Наименование параметра |
Тип насоса | ||
---|---|---|---|
Н-400Е |
Н-401Е |
Н-403Е | |
Рабочий объем, см³ |
4 |
12,5 |
25 |
Частота вращения, мин -1 |
1500 |
1500 |
1500 |
Подача номинальная, л/мин |
5 |
18 |
35 |
Давление на выходе, МПа |
|||
Номинальное |
20 |
32 |
32 |
Максимальное |
25 |
40 |
40 |
Давление на входе, МПа |
|
|
|
Максимальное |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Минимальное |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
КПД, % |
80 |
88 |
88 |
Направление вращения вала |
Любое |
Любое |
Любое |
Масса, кг |
15,5 |
40 |
50 |
Рис. 1. Общий вид насоса Н-401Е
Рис. 2. Общий вид насоса Н-401Е
Рис. 3. Общий вид насоса Н-403Е
Чугунный корпус 1 вместе с крышками 5 и 15 образует картер насоса, заполненный маслом из бака.
Корпус 1 имеет отверстия под болты для крепления насоса к кронштейну или плите.
Крышки 5, 15 крепятся к корпусу болтами 6, стыки между крышками и корпусом уплотнены паронитовыми прокладками 16.
В расточках корпусов насосов Н-401К и Н-403Е помещены роликоподшипники, а насоса Н-400Е – шарикоподшипники, в которых вращается эксцентриковый приводной вал 2 с тремя эксцентриками. Эксцентрики на валу 2 смещены относительно друг друга на 120 º. Для уменьшения трения скольжения между эксцентриками и клапанами 9 на каждый эксцентрик насажена стальная закаленная обойма 20, образующая вместе с эксцентриком роликоподшипник, передающий усилие на тарелку клапана.
В отверстиях корпуса размещены комплекты всасывающих клапанов. Каждый комплект состоит из полого плунжера 11 с конусным седлом всасывающего клапана 9 и пружины 12. Клапан 9 перемещается внутри плунжера 11.
На клапан 9 и плунжер 11 действует пружина 12, постоянно отжимающая их. Отверстия под плунжеры 11 в корпусе 1 закрыты пробками 14.
В корпусе 1 насоса предусмотрено отверстие, заглушаемое болтом 18, для выпуска воздуха. Против каждого плунжера 11, перпендикулярно к нему, размещен обратный клапан. Камеры обратного клапана и всасывающего клапана 9 соединены между собой сверленым каналом. Обратный клапан состоит из шарика 25, пружины 26 и седла 24, прижатого к корпусу 1 пробкой-упором 27. Стыки уплотнены прокладками 23 из полиэтилена низкого давления или красной меди. Пространство между валом 2 и крышкой 5 уплотняется при помощи манжеты 4.
Насосы предназначены для работы с напором на всасывании. Масло под напором маслобака (или другого вспомогательного насоса) поступает в картер насоса, в котором вращается эксцентриковый вал 2. В зависимости от взаимного положения эксцентриков и клапанов 9 происходит цикл всасывания или нагнетания.
Циклограмма работы всасывающих клапанов. Нагнетание масла происходит следующим образом. При постепенном переходе эксцентрика из верхнего положения в нижнее пружина 5, прижимающая клапан 2 к обойме 1, выдвигает клапан 2 из плунжера 3 до те пор, пока шайба 4 упрется в кольцевой выступ внутри плунжера. При этом между посадочными фасками клапана 2 и плунжера 3 образуется кольцевой зазор 2-2,5 мм, через который находящееся в картере масло по фрезерованным канавкам клапана 2 заполняет надплунжерную полость.
При дальнейшем увеличении эксцентриситета пружина 5 выдвигает одновременно клапан 2 и плунжер 3 на величину, равную двойному эксцентриситету, уменьшенную на величину зазора между коническими поверхностями клапана и плунжера, т.е. на 2-2,5 мм.
При изменении знака эксцентриситета из своего нижнего положения начинает давить вверх на клапан 2. Преодолевая усилие пружины 5, эксцентрик прижимает клапан 2 к конической фаске плунжера 3, закрывает вход масла в полость над плунжером и вдвигает пару плунжер-клапан в расточку корпуса до первоначального положения. Начинается процесс нагнетания.
При дальнейшем вдвижении пары плунжер-клапан масла, находящееся в надплунжерной полости, сжимается и создается давление. Благодаря создавшемуся давлению масло из камеры поршня поступает в отверстие d обратного клапана, преодолевая усилие пружины, перемещает шарик и через канал f под давлением выходит в гидросистему.
Насосы Н-4…Е имеют один или два ряда плунжеров. При двухрядной системе расположения плунжеров (насос Н-403Е) плунжеры расположены в горизонтальной плоскости, и каждый из эксцентриков вала приводит в действие одну пару плунжеров, расположенных один против другого.
Рис. 4. Циклограмма работы клапанов
Рис. 5. Нагнетательные клапана