Регулируемые аксиально-поршневые насосы типа НА предназначены для подачи масла под давлением до 20 МПа в гидросистемы различных машин и агрегатов.
Типоразмерный ряд насосов состоит из трех моделей с рабочим объемами 40, 63, 71 см³.
В зависимости от вида управления подачей насосы имеют следующие четыре исполнения:
НАР – с механизмом ручного регулирования подачи и переменным направлением потока масла;
НАС – со следящим гидравлическим механизмом регулирования подачи и переменным направлением потока масла;
НА4М – с механизмом электрогидравлического регулирования подачи и переменным направлением потока масла;
НАД – с регулятором мощности с постоянным направлением потока масла.
В зависимости от вида управления подачей насосы имеют следующие четыре исполнения:
НАР – с механизмом ручного регулирования подачи и переменным направлением потока масла;
НАС – со следящим гидравлическим механизмом регулирования подачи и переменным направлением потока масла;
НА4М – с механизмом электрогидравлического регулирования подачи и переменным направлением потока масла;
НАД – с регулятором мощности с постоянным направлением потока масла.
Регулируемый аксиально-поршневой насос типа НА представляет собой агрегат, состоящий из следующих узлов: аксиально-поршневого насоса высокого давления; механизма регулирования подачи; вспомогательного насоса низкого давления (основное исполнение для НАС и НА4М, по заказу – для НАР и НАД).
Рис. 1. Габаритные и присоединительные размеры насоса типа НАР
Рис. 2. Габаритные и присоединительные размеры насоса типа НАС
Рис. 3. Габаритные и присоединительные размеры насоса типа НА4М
Рис. 4. Габаритные и присоединительные размеры насоса типа НАД
Рис. 5. Аксиально-поршневой насос
В передней части корпуса 8 установлен роликовый подшипник 5, служащий опорой ротора 13 и воспринимающий радиальные нагрузки, которые возникают в месте контакта плунжеров 14 с упорным диском 18. При вращении ротора плунжеры совершают возвратно-поступательное движение, осуществляя таким образом всасывание и нагнетание масла.
Контакт между плунжерами и упорным диском выполнен при помощи завальцованных на сферических головках плунжеров бронзовых подпятников, разгрузка которых осуществляется подводом масла под давлением к их опорной поверхности. Пружина 15 через сферическую опору 17 и прижимной диск 16 осуществляет постоянный поджим плунжеров с подпятниками к прижимному диску. Другой стороной пружина 15 вместе с пружиной 6 прижимает ротор к распределительному диску 7. Масло подводится к торцу ротора и отводится от него через распределительные диск и корпус 8, к которому крепятся фланцы для присоединения насоса с гидросистемой.
В передней крышке 4 на двух подшипниках (радиальном 2 и радиально-упорном 3) установлен приводной вал 1. Подшипники позволяют осуществлять безлюфтовую посадку вала и исключать влияние на ротор нагрузки со стороны привода. Сопряжение приводного вала с ротором осуществляется при помощи эвольвентного шлицевого соединения, компенсирующего в процессе работы относительное смещение и угол излома осей.
Изменение подачи насоса осуществляется поворотом наклонной шайбы 19 в цилиндрической направляющей передней крышки. Наклонная шайба посредством пальцев 21 связана с сервопоршнем 20, который перемещает наклонную шайбу на задний угол, изменяя таким образом подачу насоса.
В задней части корпуса насоса размещены два реверсивных клапана 10, которые обеспечивают всасывание и нагнетание масла в соответствующие полости насоса в реверсивном режиме. Напорно-всасывающий клапан выполняет две функции: функцию всасывающего клапана 11 при работе насоса на всасывании в открытых схемах и функцию напорного клапана 12 в закрытых системах при отсутствии самовсасывания. Утечки из корпуса насоса отводятся через отверстие К. В передней крышке имеется указатель подачи.