Насосы смазочные поршневые многопоточные, 106, 112, 206, 212 ГОСТ 22953-78, а также более старых марок С18М-1 и С17М-1, предназначены для подачи под давлением минерального масла к трущимся поверхностям станков и других механизмов.
Насосы изготавливаются в исполнении УХЛ, категория размещения 4.1 по ГОСТ 15150-69. Рабочая жидкость – минеральные масла вязкостью от 10 до 400 мм²/с при температуре от 1 до 40°С. Тонкость фильтрации масла – 25 мкм.
Параметр |
Величина параметра для типоразмера | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
106 |
112 |
206 |
212 | ||||
Давление на выходе из насоса, МПа: номинальное максимальное |
1,6 1,6 |
||||||
Давление на входе в насос, МПа |
±0,005 |
||||||
Объем рабочей камеры, см³ |
0,08 |
||||||
Подаваемый объем в отвод за оборот распределительного вала при максимальном рабочем давлении, см³, не менее |
0,04 |
||||||
Диапазон регулирования подаваемого объема при номинальном давлении, см³ |
0-0,4 |
||||||
Частота вращения приводного вала, об/мин: номинальная максимальная минимальная |
378 400 378 |
- - - |
- - - |
||||
Передаточное отношение редуктора |
14,5 |
|
|
||||
Мощность насоса, Вт |
30 |
- |
- |
||||
Усиление на рукоятку, кгс |
15 |
||||||
90-процентный ресурс, ч |
5000 |
||||||
Масса, кг |
1,50 |
1,55 |
1,40 |
1,45 |
|||
Габаритные и присоединительные размеры |
См рис. 1 и 2 |
Исполнение |
Вид привода |
Число отводов |
Направление вращения |
Обозначение исполнений до введения стандарта |
---|---|---|---|---|
106П 106Л 112П 112Л |
Механический с ручной подкачкой |
6 |
Правое Левое |
С18М-11 ЛС18М-11 |
12 |
Правое Левое |
С18М-12 ЛС18М-12 |
||
206 212 |
Ручной |
6 12 |
Любое |
С17М-11 |
Обозначение |
Вид привода |
Число отводов |
Направление вращения |
---|---|---|---|
С18М-11 |
Мех. с руч. подкачки |
6 |
правое |
ЛС18М-11 |
- |
6 |
левое |
С18М-12 |
- |
12 |
правое |
ЛС18М-12 |
- |
12 |
левое |
С17М-11 |
ручной |
6 |
любое |
С17М-12 |
ручной |
12 |
любое |
Конструкция насоса смазочного поршневого многопоточного представлена на рис. 1 и 2
В корпусе 1 расположены шесть плунжеров 3 и распределительный валик 2. На верхнем конце распределительного валика находится кулачок 4 с упором, взаимодействующим с кольцом-сектором. Кольцо-сектор установлено неподвижно на распределительном валике и служит для осуществления поворота кулачка на заданный угол при правом или левом вращении распределительного валика.
При шести отводах на кулачке делается один выступ, при двенадцати – два. Резьбовые отверстия для присоединения отводящих трубок располагаются по периферии корпуса в один ряд (шесть отводов) и два ряда (двенадцать отводов).
Вращение распределительно валика в насосах с ручным приводом осуществляется рукояткой 5, связанной через штифт 6 с валиком 7. В нижней части валика выфрезерована прорезь, в которую входит выступ распределительного валика. Распределительный валик имеет центральное диаметральное отверстие для всасывания масла, сообщенное продольным отверстием с двумя проточками.
Нижняя проточка предназначена для сообщения рабочего объема плунжеров с резервуаром пря всасывании масла через штуцер 11. Верхняя проточка предназначена для устранения утечек масла по плунжерам и распределительному валику, которые сообщаются между собой шестью радиальными отверстиями в корпусе.
Распределение масла осуществляется пазами распределительного валика. Наклон пазов дает возможность подавать полные дозы масла одновременно в два трубопровода (одним плунжером – в верхний трубопровод, а другим – в нижний).
С целью улучшения регулирования подачи продольный люфт валика в отверстии устраняется по средствам болта 15, который в нужном положении фиксируется стопорной шайбой 18. Для устранения утечек масла из-под крышки 8 установлены уплотнения 9 и 10.
Величина хода плунжера, а следовательно, и доза подаваемого масла регулируется при помощи винта 20. С помощью винта плунжер может быть поднят в крайнее верхнее положение, в котором он перестает нагнетать масло. Этим способом можно изменять количество работающих точек.
Насосы с механическим приводом отличаются от насосов с ручным приводом наличием механизма привода. Механизм привода состоит из червячной пары 12 и 13 и обгонной роликовой муфты 14. Обгонная муфта дает возможность производить ручную подкачку масла при не отключенном приводе.
Ручная подкачка осуществляется нажатием валика 7 с рукояткой 5 до сцепления с распределительным валиком 2 и вращением рукоятки в сторону, указанную стрелкой на крышке насоса. Вращение приводному червячному валу может передаваться от шестерни или упругой (эластичной) муфты.
При вращении рукоятки начинают вращаться распределительный валик и закрепленное на нем кольцо-сектор. Выступ кольца-сектора упирается в нижний выступ кулачка и увлекает за собой кулачок, при этом плунжеры начинают совершать возвратно-поступательное движение.
Число двойных ходов, которые совершает плунжер за один оборот распределительного валика, определяется количеством выступов на кулачке.
При одном выступе (шесть отводов) каждый плунжер совершает один двойной ход, а при двух выступах (двенадцать отводов) – два двойных хода за один оборот кулачка, производя соответственно для раза всасывание и нагнетание.
Кроме того, в последнем случае всасывание или нагнетание производится двумя диаметрально противоположными плунжерами.
Рис. 1. Конструкция, габаритные и присоединительные размеры насосов смазочных поршневых многопоточных с механическим приводом и ручной подкачкой
Рис. 2. Конструкция, габаритные и присоединительные размеры насосов смазочных поршневых, многопоточных с ручным приводом